Чтобы сэкономить на приобретении реально необходимых, даже критически нужных для многих людей лекарственных препаратов, можно, конечно, ездить за ними за рубеж. Но такой способ экономии на лекарствах для абсолютного большинства россиян, даже имеющих загранпаспорта, выглядит весьма сомнительно. Особенно важным это стало сегодня, учитывая существенный и длительный спад в экономике, стабильно высокую инфляцию.
Чтобы понять, соотнести уровень наценки на лекарственные препараты в России и даже в не самых развитых странах Европы, достаточно сказать, что стоимость многих востребованных лекарственных средств в некоторых случаях может отличаться почти в 5 раз.
Большинство лекарственных препаратов в странах Европы, даже учитывая наценку торговой сети, налоги, все логистические, производственные, прочие издержки, стоит ощутимо дешевле. Это видно на примере даже наименее экономически развитых европейских государств (Молдавии, Польши). При этом, казалось бы, столь низкая стоимость препаратов для крупнейших фармацевтических компаний мира там оказывается вполне рентабельной, даже учитывая намного более высокий уровень зарплат, если сравнивать доходы граждан европейских стран и россиян.
Схема, по которой цена практически любого препарата очень сильно возрастает по пути от производителя до покупателя, выглядит примерно так:
1. Фармацевтическая компания сразу же добавляет к себестоимости производства препарата около 50 процентов, проще говоря, еще не покинув стены завода, лекарство дорожает вдвое.
2. Средняя наценка дистрибьютора составляет еще 5 процентов.
3. К ней также нужно добавить наценку аптечной сети, которая при любом раскладе составляет не менее 15 процентов.
Эта схема является довольно упрощенной, но даже по ней можно легко понять то, насколько сильно возрастает цена препарата по пути с фармацевтического завода до аптечного прилавка. При этом основной причиной столь ощутимого увеличения цены являются расходы на представителей фармацевтических компаний, убеждающих врачей прописывать своим пациентам именно их лекарственную продукцию, а также всевозможная реклама. К этим наценкам можно смело добавлять расходы на то, чтобы крупные аптечные сети начали продавать продукцию конкретного производителя, проще говоря, чтобы какой-то препарат мог вообще попасть на аптечные прилавки. Для этого ему также требуется разрешение от надзорных ведомств, прохождение через бесконечное множество чиновничьих кабинетов, согласований.
Значительную часть в цене лекарства составляют привычные маркетинговые затраты, направленные на повышение спроса на продукцию конкретной фармацевтической компании. При этом в тех же странах ЕС подобные маркетинговые приемы, вызывающие почти шестидесятипроцентное увеличение стоимости лекарственных препаратов, строго запрещены.
Еще одной любимой схемой отечественных фармацевтических компаний и посредников является следующая: в случае продажи посредником определенной партии товара (лекарственных препаратов) производитель компенсирует дистрибьютору от 10 до 20 процентов его расходов, хотя ровно настолько же тот же производитель мог бы снизить изначальную стоимость лекарственного средства, поступающего в продажу в розничной сети. Или производитель мог бы сделать дистрибьютору аналогичную скидку на приобретение следующей партии товара. Но участники российского рынка фармацевтических препаратов сами не заинтересованы в подобной практике нормализации цен.
При этом крупные игроки российского рынка лекарственных препаратов, руководствуясь негласным правилом, всячески блокируют доступ на него дженериков, то есть дешевых аналогов. Наличие на прилавках аптечных сетей почти любого препарата обусловлено исключительно заинтересованностью всех участников рынка в его реализации. Дешевый препарат продавать им просто невыгодно. При этом эффективность тех же дженериков против гепатита С в большинстве случаев почти не отличается от популярных препаратов, разрекламированных повсеместно. Ведь действующее вещество в них очень часто является одним и тем же.
Однако реализация таких дешевых препаратов не выгодна ни дистрибьюторам, ни аптечным сетям, ни самим производителям лекарственных препаратов (фармацевтическим концернам). А люди, приходящие с надеждой в аптеку, обращаясь к аптечному фармацевту, готовы поверить в любые его слова. В других случаях они сами назначают себе курс лечения, руководствуясь той же рекламой, непроверенными данными в интернете… А чиновники, ответственные за выдачу разрешений на продажу лекарственных препаратов на отечественном фармацевтическом рынке, также всячески препятствуют появлению доступной и эффективной альтернативы, то есть тех самых дженериков. Доступ на отечественный фармацевтический рынок любого нового игрока, даже готового поставлять более дешевый препарат, всегда предоставляется за взятки.
Крупные сетевые аптеки тоже не продают препараты без предварительного получения отката от производителя или от перекупщика (посредника), который может составлять от 30 до 60 процентов. Оплачивает же столь большую разницу в стоимости препаратов, в итоге, исключительно конечный потребитель. Маленькие же аптеки, принимающие участие в различных государственных программах поддержки, самостоятельно изготавливающие некоторые лекарственные препараты, с трудом выживают на переполненном рынке. Кроме того, интересы крупных игроков на фармацевтическом рынке, включая аптечные сети, усиленно лоббируются на разных уровнях.
Source: sofosbuvirshop.ru